Масла моторные для дизельных двигателей

Дизели отличаются от других двигателей внутреннего сгорания большим разнообразием конструкций, способов смесеобразования, назначений, условий эксплуатации и чрезвычайно широким диапазоном агрегатных мощностей (от нескольких киловатт до десятков тысяч). Поэтому ассортимент дизельных масел значительно различается по предъявляемым к ним требованиям и эксплуатационным свойствам. Важнейшие критерии, определяющие выбор смазочного масла, - тип и назначение дизеля, уровень его форсирования, степень жесткости условий эксплуатации, вид и качество применяемого топлива. Инструкции по эксплуатации техники содержат информацию о допущенных к применению марках масел, регламентах обслуживания смазочных систем дизелей, включая сроки замены или показатели предельного состояния масел.

Все дизельные масла содержат присадки, вводимые в дистиллятные, компаундированные или остаточные базовые масла селективной очистки, выработанные из малосернистых или сернистых нефтей. Диапазон уровней эксплуатационных свойств дизельных масел охватывает все группы классификации ГОСТ 17479.1-85.

Роснефть Kinetic

 Минеральные трансмиссионные масла

Роснефть Kinetic- трансмиссионное масло, произведенное на высококачественной минеральной основе с использованием пакета присадок. Предназначено для всесезонной эксплуатации в коробках передач автомобилей отечественного и зарубежного производства в умеренной климатической зоне в диапазоне температур от - 260 С до + 400 С.

Трансмиссионное масло Роснефть Kinetic категории GL-5 предназначено для смазывания высоконагруженных гипоидных передач и спирально-конических передач ведущих мостов, а также коробок передач отечественных легковых автомобилей, кроме переднеприводных. Применяется для смазывания агрегатов трансмиссий зарубежных автомобилей, в руководстве по эксплуатации которых рекомендовано использование масел данного уровня качества.

Трансмиссионное масло Роснефть Kinetic категории GL-4 предназначено для механических коробках передач переднеприводных легковых автомобилей семейства ВАЗ и других автомобилей, в руководстве по эксплуатации которых рекомендовано применение масел данного уровня качества.

           Приемущества масла Роснефть Kinetic

  • гарантированная защита узлов трансмиссии автомобиля в условиях повышенных скоростей и нагрузок;
  • комфортное переключение передач в различных условиях эксплуатации;
  • высокий уровень защиты от износа и функционирования узлов трансмиссии в широком диапазоне температур;
  • длительный срок службы.

    Класс вязкости по SAE:  80W-90                        Класс вязкости по SAE: 80W-85

    Категория по API: GL-5                                       Категория по API: GL-4

    Одобрения: ОАО «АВТОВАЗ»                            Одобрения: ОАО «АВТОВАЗ»

 

Maximum Diesel

Полусинтетические моторные масла

Роснефть Maximum Diesel - современное всесезонное моторное масло на полусинтетической основе специально разработанное для современной отечественной и импортной пассажирской, грузовой, строительно-дорожной и другой техники с турбонаддувом и с учетом отечественных условий эксплуатации в нормальном и жестком режимах.

Роснефть Maximum Diesel предназначено для применения в быстроходных четырехтактных дизелях с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях, при напряженной эксплуатации шоссейных грузовых автомобилей как отечественного, так и импортного производства, а также в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, легких грузовиков, микроавтобусов и автобусов. Рекомендуемый температурный диапазон применения от -250С до +350С. Масло Роснефть Maximum Diesel соответствует высочайшим требованиям как американских, так и европейских производителей дизельных двигателей.

        Приемущества масла Роснефть Maximum Diesel:

  • отличные моющие, диспергирующие и противоизносные свойства;
  • препятствует образованию шламов и лаков на деталях двигателя;
  • легкий запуск двигателя при отрицательных температурах и минимальный износ за счет хорошей прокачиваемости масла при низких температурах;
  • высокие противокоррозионные свойства и термическая стабильность.

Для семейства двигателей уровня Евро-2

Класс вязкости по SAE: 10W-40 Категория по API:

  • CF-4/SJ (НЗМГП
  • CF-4/SG (АНХК) Одобрения: ОАО «КАМАЗ», ААИ Д3, ОАО «Автодизель» (НЗМП)

Для семейства двигателей уровня Евро-3

Класс вязкости по SAE: 10W-40 Категория по API: CH-4/SJ Одобрения: ОАО «КАМАЗ», ААИ Д4+

 

Роснефть Optimum Diesel

Минеральные моторные масла

Роснефть Optimum Diesel - высококачественное моторное масло произведено на основе минерального базового масла высокой степени очистки в сочетание с эффективным пакетом присадок.

Предназначено для применения в быстроходных четырехтактных дизельных двигателях с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях, при напряженной эксплуатации шоссейных грузовых автомобилей как отечественного, так и импортного производства, а также в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, легких грузовиков, микроавтобусов и автобусов.

Рекомендуемый температурный диапазон применения от -150С до +450С. Масло Роснефть Optimum Diesel соответствует требованиям отечественных и зарубежных производителей дизельных двигателей.

        Приемущества масла Роснефть Optimum Diesel:

  • отличные моющие, диспергирующие и противоизносные свойства;
  • препятствует образованию шламов и лаков на деталях двигателя;
  • высокие противокоррозионные свойства и термическая стабильность.

Для семейства двигателей уровня Евро-2

Класс вязкости по SAE: 15W-40 Категория по API:

  • CF-4/SJ (НЗМП).                                                                                                                              
  • CF-4/SG (АНХК) Одобрения: ОАО «КАМАЗ», ААИ Д3, ОАО «Автодизель» (НЗМП)

 

Для семейства двигателей уровня Евро-3

Класс вязкости по SAE: 15W-40 Категория по API: CH-4/SJ Одобрения: ОАО «КАМАЗ», ААИ Д4+

 

Масла М-8ДМ и М-10ДМ (ГОСТ 8581-78) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и новой композиции присадок, улучшающей антикоррозионные и противоизносные свойства масел марки ДМ. Предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонадцувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительно увеличенным пробегом между заменами масла. Обеспечивают надежное смазывание отечественной и импортной техники (карьерные большегрузные самосвалы, промышленные тракторы большой мощности с двигателями водяного или воздушного охлаждения, экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, трубоукладчики).

 

Масла групп А и Б2

Масла групп А и Б2 предназначены для дизелей старых моделей, работающих на топливах с небольшим содержанием серы. Спрос на масла этих групп сохраняется в большинстве случаев в силу традиции и невысокой цены. За редкими исключениями масла групп А и Б2 могут быть заменены более эффективными маслами группы В2 того же класса вязкости.

Масло МС-20П (ТУ 38.101265-88) получают добавлением многофункциональной присадки к маслу МС-20. Применяют для смазывания судовых, тепловозных и стационарных дизелей типа 12ЧН 18/20, эксплуатируемых на малосернистом топливе.

Масло М-16ПЦ (ГОСТ 6360-83) вырабатывают из сернистых нефтей. Содержит многофункциональную и депрессорную присадки. Применяют для смазывания двигателей типов В-2, Д-6 при работе на малосернистом топливе.

Масло М-14Б (ТУ 38.101264-72) вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей компаундированием дистиллятного и остаточного компонентов с многофункциональной присадкой ВНИИНП-360 и противопенной присадкой ПМС-200А. Применяют в двух- и четырехтактных тепловозных дизелях типов 2Д100, Д-50 и аналогичных им по уровню форсирования маневровых и промышленных тепловозах.

Масло МТЗ-10П (ГОСТ 25770-83) готовят на основе маловязкого дистиллятного компонента с нормированным фракционным составом путем загущения полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок. Применяют преимущественно для зимней эксплуатации транспортных дизелей невысокой степени форсирования.

Масло МТ-16П (ГОСТ 6360-83) вырабатывают из малосернистых нефтей компаундированием смеси остаточного и дистиллятного компонентов с композицией моющей, антиокислительной, депрессорной и противопенной присадок. С использованием новой, более эффективной композиции присадок уровень эксплуатационных свойств масла МТ-16П превышает требования к маслам группы Б2. Применяют для смазывания транспортных дизелей типа В-2 и аналогичных по уровню форсирования безнаддувных двигателей.

Характеристики масел групп А и Б2

Показатели

МС-20П

М-14Б

МТЗ-10П

М-16ПЦ

МТ-16П

Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре:

100 °С

20

14+0,5

9,5-10,5

15,5-16,5

15,5-16,5

40 °С

-

-

50

-

-

-30 °С

-

-

15000

-

-

Индекс вязкости, не менее

80

85

125

85

85

Коксуемость масла без присадки, %, не более

0,3

0,4

-

-

-

Кислотное число масла без присадки, мг КОН/г, не более

0,05

0,05

-

-

-

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

0,9

-

3,5

0,9

4

Зольность масла, % (мас. доля):

Без присадки, не более

0,008

0,005

-

-

-

с присадкой

0,24

1

m1,15*

0,25-0,55

0,6-1,0

Массовая доля механических примесей, %, не более:

Без присадки

Отсутствие

-

-

-

с присадкой

0,01

0,015

0,025

0,015

0,015

Температура, °С:

Вспышки в открытом тигле, не ниже

225 (закрытый тигель)

200

165

230

210

Застывания, не выше

-18

-15

-43

-25

-25

Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более

10

8

5

6

5,0**

Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

900

910

900

905

905

Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более

-

7

4

7

7

Массовая доля активных элементов, %, не менее:

Кальция

0,08***

-

0,2

-

-

Бария

0,14

-

-

-

-

Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более

-

-

-

1

1

Степень чистоты, мг/100 г масла, не более

-

-

-

400

600

Трибологические характеристики при температуре (20+5) °С: показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более

-

-

-

0,45

0,45

Массовая доля серы в масле без присадки, %, не более

-

1,1

-

-

-

* Зольность сульфатная по ГОСТ 12417-94.
** Коррозионность по ГОСТ 20502-75, метод А, вар.II.
*** Кальций нормируется, барий не определяется при производстве масла МС-20П с присадкой ВНИИ НП-714 или ее импортными аналогами.

Примечания.
1. Для всех масел массовая доля воды, %, не более - следы.
2. Для масла МС-20П нормируется содержание селективных растворителей в масле без присадки - отсутствие; для масла М-14Б содержание водорасворимых кислот и щелочей - реакция щелочная, содержание фенола в масле без присадки - отсутствие.

 

Масла группы В2

Масла группы В2 вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей. Они содержат композиции присадок, придающие маслам эксплуатационные свойства, обеспечивающие надежное смазывание безнаддувных автотракторных дизелей старых моделей, а также судовых, тепловозных, стационарных и транспортных дизелей среднего уровня форсирования при работе на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля).

Масла М-8В2 (ТУ 38.401-58-37-92) и М-10В2 (ГОСТ 8581-78) готовят на основе смесей дистиллятного и остаточного компонентов, выработанных из сернистых нефтей. Применяют для смазывания автотракторных дизелей СМД-14, А-41, Д-50, Д-37М и других зимой (М-8В2) и летом (М-10В2).

Масло М-10В2С (ГОСТ 12337-84) производят преимущественно из малосернистых нефтей путем компаундирования дистиллятного и остаточного компонентов с композицией присадок. Применяют для смазывания главных и вспомогательных дизелей морских и речных судов, дизель-генераторов, а также в циркуляционных системах двухтактных крейцкопфных судовых дизелей. Может быть использовано в автотракторных дизелях наравне с летним маслом М-10В2.

Масло М-14В2 (ГОСТ 12337-84) получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, выработанных из сернистых или малосернистых нефтей, с композицией присадок. Используют для смазывания двух- и четырехтактных тепловозных и судовых дизелей тронкового типа при их эксплуатации на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля), а также двигателей карьерных автосамосвалов.

Масло М-20В2Ф (ГОСТ 12337-84) состоит из остаточного базового масла, получаемого из сернистых нефтей, и специальной композиции присадок без дитиофосфатов цинка. Применяют для смазывания судовых дизелей типов 12ЧН 18/20 и ЧН 16/17, имеющих повышенную степень форсирования или эксплуатируемых с увеличенными сроками замены масла.

Масла М-14В2з и М-20В2 (ГОСТ 23497-79) вырабатывают с использованием соответственно средневязкого компаундированного и остаточного компонентов. К этим базовым маслам, получаемым из сернистых нефтей, добавлены композиции присадок, выбранные с учетом условий применения масел для смазывания дизелей буровых установок зимой и летом. Масло М-14В2з (зимнее) загущено вязкостной присадкой, но не является всесезонным.

Масло М-16В2 (ТУ 38.101235-74) состоит из смеси остаточного и дистиллятного компонентов, получаемых из малосернистых нефтей, и композиции присадок. Предназначено для смазывания главных двигателей речных судов.

Масло М-16ИХП-З (ГОСТ 25770-83) производят из смеси остаточного и дистиллятного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей. Содержит специфическую композицию присадок. Применяют для смазывания форсированных транспортных дизелей, включая и двигатели с наддувом.

В двигателях автомобилей КамАЗ замена масла необходима после пробега 25—30 тыс. км.

 

Характеристики масел группы В2

Показатели

М-8В2

М-10В2

М-10В2С

М-14В2

М-20В2Ф

М-16В2

М14В2з

М-20В2

М-16ИХП-З

Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре:

100 °С

8+0,5

11+0,5

11-12

13,5-14,5

19-22

16+1

13-15

18-22

15,5-16,5

40 °С, не менее

-

-

-

-

-

-

-

-

160

0 °С, не более

1200

-

-

-

-

-

3000

-

-

Индекс вязкости, не менее

85

85

83

85

90

85

100

90

90

Щелочное число, мг КОН/г,не менее

3,5

3,5

4

4,8

2,8

3,5

6

3,5

4,0**

Зольность сульфатная, % (мас. доля),не более

1,3

1,3

1

1,2

0,65

0,6*

1,3

1,3

1,25**

Массовая доля механических примесей, %, не более

0,015

0,015

0,01

0,02

0,01

0,025

0,015

0,015

0,013

Температура, °С:

вспышки в открытом тигле, не ниже

200

205

210

210

230

200

220

235

225

застывания, не выше

-25

-15

-15

-12

-15

-15

-30

-15

-25

Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более

10

10

Отсутствие

10

5

Отсутствие

9

Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более

1

1

-

-

-

-

-

-

0,5

Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

905

905

900

910

905

-

905

910

905

Термоокислительная стабильность при 250 °С, мин, не менее

50

80

-

-

-

60

55

80

100

Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч

30

30

40

50

50

-

-

-

45

Цвет, ед. ЦНТ, не более:

с разбавлением 15:85

4,5

4,5

3,5

4

3,5

-

-

-

6

без разбавления

-

-

-

-

-

6

7,5

7,5

-

Трибологические характеристики при температуре (20+5)°С:

индекс задира, кгс

-

-

-

37

36

-

-

-

34

критическая нагрузка, Н, не менее

-

-

-

784

823

-

-

-

-

показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более

-

-

-

0,4

0,32

-

-

-

-

Массовая доля активных элементов, %, не менее:

Кальция

0,08

 

Масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС (ГОСТ 12337-84) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых или малосернистых нефтей, и композиции эффективных присадок. Предназначены для смазывания главных и вспомогательных тронковых дизелей судов морского транспортного, промыслового и речного флотов.Масло М-10Г,ЦС используют также в циркуляционных системах крейцкопфных дизелей высокой степени форсирования, а масло М-16Г,ЦС — для смазывания цилиндров тронковых и крейцкопфных дизелей с помощью лубрикаторов, когда массовая доля серы в применяемом топливе не более 1,5 %. Масло М-14Г,ЦС широко применяют в тепловозных дизелях типа ЧН 26/26, стационарных дизель- генераторах с двигателями типа ЧН 40/48, дизель-редукторных агрегатах с двигателями типа ЧН 40/46. Масла марки Г,ЦС получили допуск к применению у зарубежных дизелестроителей.

Масла М-10Г,ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС могут использоваться для смазывания ряда судовых механизмов'и агрегатов, где необхо­димы масла соответствующих вязкостей (редукторы, компрессоры, воздуходувки и др.). Отличительная особенность этих масел — очень хорошая влагостойкость, малая эмульгируемость с водой и легкое отделение воды при сепарации.

Масло М-14Г2 (ГОСТ 12337—84) состоит из смеси дистиллят­ного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок с особо высокими моющими свой­ствами. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5 %.

Масло М-20Г2 (ГОСТ 12337—84) состоит из остаточного базового масла и композиции присадок, обеспечивающей надежное смазывание в специфических условиях двухтактных дизелей. Предназначено для эксплуатации судовых и стационарных дизелей типа ДН 23/2x30.

Масла группы Д2 (табл. 2.10 и 2.11)

Масла группы Д2 вырабатывают на основе базовых компонен­тов, получаемых из сернистых нефтей, или с применением синтети-

2.10. Характеристики масел группы Ц для автотракторных дизелей

Показатели

м-адм

М-10ДМ

М-14ДМ

M-tyHAM

WT-ty8flC

мт^юд

Вязкость кинематическая, мм2/с,

           

при температуре:

           

100'С

8,0-8,5

>11,4

14,0-15,0

14,0-15,5

7,5-8,5

9,5-11,5

■ -12 °С, не более

4000

-

-

-

-

-

-18 °С, не более

-

-

-

10400

2600

6000

Вязкость динамическая, Па-с,

           

не более, при температуре:

           

-25'С

-

-

-

40

-

-

-40'С

-

-

-

-

22

-

Индекс вязкости, не менее

102

90

90

120

-

115

Массовая доля, %, не более:

           

механических примесей

0,02

0,025

0,02

0,02

0,02

0,015

воды

   

Следы

   

Температура, "С:

           

вспышки в открытом тигле,

195

         

не ниже

220

230

210

200

200

застывания, не выше

-30

-18

-15

-30

-55

-40

Коррозионность на пластинках

 

Отсутствие

 

10

10

из свинца, г/м2, не более

           

Моющие свойства по ПЗВ, баллы,

0,5

-

-

-

-

-

не более

           

Щелочное число, мг КОН/г,

8,5

8,2

8,0

9,0

7,0

9,0

не менее

           

Зольность сульфатная, %, не более

1,5

1,5

1,5

1,6

1,65

1,65

Стабильность по индукционному

35 '

60

60

35

25

25

периоду осадкообразования

           

(ИПО), выдерживает, ч

           

Цвет с разбавлением 15:85,

3,5

3,5

-

-

2,5

-

ед. ЦНТ, не более

           

Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

897

905

-

-

-

-

Массовая доля активных элемен­

           

тов, %, не менее:

           

кальция

-

0,15

0,35

0,35

0,3

-

цинка

-

0,04

0,07

0,09

0,1

 

фосфора

-

-

-

0,08

0,06

-

Трибологические характеристики

           

при температуре (20±5) 'С:

         

35

индекс задира, не менее

-

-

-

-

30

критическая нагрузка, Н, не менее

-

-

-

-

784

872

нагрузка сваривания, Н, не менее

-

-

-

-

1646

2195

показатель износа, мм, не бо­

           

лее, при постоянной нагрузке:

           

196 Н

-

-

-

-

0,35

0,35

392 Н

-

-

-

-

0,40

-

 
 
 

2.11. Характеристики масел группы Д, для судовых, тепловозных и стационарных дизелей

Показатели

М-1ОДЦЛ20

М-14ДЦЛ20

М-14ДЦЛ30

М-14ДР

М-16ДР

Вязкость кинематическая

10,0-11,0

13,5-15,0

13,5-15,0

13,5-14,5

15,5-16,5

при 100 "С, мм2

         

Индекс вязкости, не менее

92

92

92

90

90

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

18

27

10

10

Зольность сульфатная, %, не более

3,0

3,0

4,6

1,85

1,85

Массовая доля механических

0,03

0,03

0,05

0,02

0,02

примесей, %, не более

         

Температура вспышки в

215

220

210

215

225

открытом тигле, °С, не ниже

         

Степень чистоты, мг/ЮОг, не более

600

600

-

300

300

Трибологические характеристики

         

при температуре (20±5) °С:

         

индекс задира, кгс, не менее

34

34

-

40

40

критическая нагрузка, Н, не менее

823

823

     

показатель износа при постоян­

         

ной нагрузке 196 Н, мм, не более

0,5

0,5

-

0,45

0,45

Цвет с разбавлением 15:85,

4,5

5,0

-

4,0

4,0

ед. ЦНТ, не более

         

Плотность при 20 'С, кг/м3, не более

910

910

-

910

910

Массовая доля активных

         

элементов, %, не менее:

         

кальция

0,65

0,65

1,0

0,4

0,4

цинка

0,045

0,045

0,045

0,09

0,09

фосфора

0,04

0,04

0,04

0,08

0,08

Вымываемость присадок водой:

         

снижение щелочного числа, %,

         

не более

15

15

15

12

12

снижение зольности, %, не более

18

18

18

10

10

Эмульгируемость с водой, см3,

1,0

1,0

1,0

0,3

0,3

не более

         

Примечание. Для всех масел: массовая доля воды — следы; температура застывания — не выше -10 °С; коррозионность на пластинках из свинца — отсутствие; стабильность по индукционному периоду осадкообразования в течение 50 ч — выдерживает.

 
 

ческих компонентов. В составах масел группы Д2 эффективные присадки используют в высоких концентрациях для достижения уровня эксплуатационных свойств, обеспечивающего длительную работоспособность наиболее форсированных двигателей в особо тяжелых эксплуатационных условиях, в частности при применении топлив с повышенным содержанием серы.

Масло М-14ДМ (ТУ -38.401-58-22-91) отличается от масла М-10ДМ большей вязкостью базового масла, но имеет то же назначение. Предпочтительно применение в местностях с жарким продолжительным летом, а также в двигателях, для смазывания которых необходимо масло класса вязкости 14 (SAE 40).

Масло М-63/14ДМ (ТУ 38.401-938—92) состоит из маловязкого базового масла, выработанного из сернистых нефтей и загущенного вязкостной присадкой, и композиции присадок. Это всесезонное масло может применяться круглый год в дизелях с наддувом, эксплу­атируемых в тяжелых условиях, вместо двух сезонных масел М-8ДМ и М-10ДМ.

Масло МТ-53/10Д (ТУ 38.401-58-40-92) готовят путем загу­щения маловязкого базового масла из сернистых нефтей полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок, придаю­щей готовому продукту свойства высокоэффективного дизельного масла, трансмиссионного масла группы ТМ-4 (GL-4 по API) и гид­равлической жидкости для гидросистем промышленных тракторов и сельскохозяйственных машин. Применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями как единое моторно- трансмиссионно-гидравлическое масло, обеспечивающее надежное смазывание дизелей с наддувом, включая двигатели воздушного охлаждения, агрегатов тракторных трансмиссий и гидросистем, управляющих рабочими органами машин. Аналогично импортным маслам, называемым STOU (Super Tractor Oil Universal)

Масло МТ-43/8ДС (ТУ 38.401-58-54-92) готовят на основе син­тетических базовых компонентов и специальной композиции присадок. Используют как всесезонное единое масло для двигателей, агрегатов трансмиссий и гидросистем промышленных тракторов в климатических условиях Севера. Применяют во всех объектах техники, смазываемых маслом МТ-5У1 ОД при умеренных климатических условиях.

Масло М-14ДР (ТУ 38.401-1063—97) состоит из смеси дистил- лятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок, придающих маслу повышенную стойкость к старению. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с содержанием серы до 0,5 %. Обеспечивает значительное увеличение пробега без замены масла и увеличение срока службы элементов фильтров тонкой очи­стки по сравнению с маслами М-14Г2 и М-14Г2ЦС. Аналогично импортным маслам четвертого поколения.

Масло М-16ДР (ГОСТ 12337-84) отличается от масла М-НДР только несколько большей вязкостью основы. Предназначено для смазывания судовых двух- и четырехтактных дизелей тронкового типа ДН 23/30, ЧН 26/26 и ЧН 30/38 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5 %. Обладает повышенной стойкостью к старению.

Масла М- 10ДЦЛ20, М-14ДЦП20 и М-14ДЦЛ30 (ГОСТ 12337- 84) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиций присадок в различной дозировке для получения готового масла с щелочными числами около 20 или 30 мг КОН/г. Предназначены для смазывания среднеоборотных тронковых судовых дизелей с циркуляционной или комбинированной смазочной системой. Масла М-10ДЦЛ20 и М- 14ДЦЛ20 используют при работе на тяжелых топливах с массовой долей серы до 2,5—3,0 %, масло М-14ДЦЛ30 — при большем содер­жании серы. Обладают хорошей влагостойкостью и малой эмульги- руемостью с водой, легко отделяют воду при сепарации. Допущены к применению зарубежными дизелестроительными фирмами.

Цилиндровые масла для крейцкопфных дизелей (табл. 2.12)

Цилиндровые масла получают на основе вязких базовых масел. Свойства цилиндровых масел специфичны. Ими смазывают только детали цилиндро-поршневой группы. Каждая порция масла, поданная

Цилиндровые масла получают на основе вязких базовых масел. Свойства цилиндровых масел специфичны. Ими смазывают только детали цилиндро-поршневой группы. Каждая порция масла, поданная

2.12. Характеристики судовых цилиндровых масел

Показатели

М-16Е30

М-20Е70

Вязкость кинематическая при 100 'С, мм2

15-17

20-23

Индекс вязкости, не менее

90

90

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

30

70

Зольность сульфатная, %, не более

5,0

10,5

Массовая доля, %, не более:

   

механических примесей

0,03

0,03

воды

0,06

0,1

Температура, 'С:

   

вспышки в открытом тигле, не ниже

205

200

застывания, не выше

-12

-12

Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более

Отсутствует

Стабильность по индукционному периоду осадкообразования

Выдерживает

(ИПО) в течение 50 ч

   

Трибологические характеристики при температуре (20±5) 'С:

   

индекс задира, кгс, не менее

40

40

критическая нагрузка, Н, не менее

872

980

показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм,

   

не более

0,3

0,3

Массовая доля кальция, %, не менее

1,7

2,8

Коксуемость, баллы, не более

3,0

3,0

Вымываемость присадок водой:

   

снижение щелочного числа, %, не более

-

15

снижение зольности, %, не более

-

10

Эмульгируемость с водой, см3, не более

-

0,3

 
 

к поверхностям трения лубрикатором, работает очень короткое время и полностью расходуется. Масла отличаются высокой нейтра­лизующей способностью, прочностью масляной пленки при высокой температуре, хорошей растекаемостью на горячих металлических поверхностях, высокими противоизносными свойствами.

Масла М-16Е30 и М-20Е70 (ГОСТ 12337-84) состоят соот­ветственно из базового масла М-16 компаундированного и М-20 остаточного и композиций присадок различного состава. Масло М-16Е30 используют для смазывания цилиндров главных судовых дизелей невысокой степени форсирования при работе на дистил- лятных или тяжелых топливах с массовой долей серы до 2,0 %. Те же двигатели высокой степени форсирования при работе преиму-

ПЕРЕЧЕНЬ МОТОРНЫХ МАСЕЛ, ВЫРАБАТЫВАЕМЫХ ПО СТАНДАРТАМ ПРЕДПРИЯТИЙ

щественно на высокосернистых тяжелых топливах смазывают маслом М-20Е70.

Здесь приведена маркировка цилиндровых масел по прежней классификации, относившей их к группе Е. При очередном внесении изменений в ГОСТ 12337-84 масла М-16Е30 и М-20Е70 получат новое обозначение, так как согласно ГОСТ 17479.1—85 масла группы Е будут иметь другую область применения (см. табл. 2.2).

Перечень моторных масел, вырабатываемых по стандартам предприятий

Кроме рассмотренного в этой главе ассортимента моторных масел, вырабатываемых по государственным стандартам или обще­отраслевым техническим условиям, многие нефтеперерабатывающие заводы, а также сравнительно новые малые предприятия производят моторные масла по стандартам предприятий или иным нормативным документам. Обычно такие моторные масла вырабатывают путем компаундирования отечественных базовых масел с пакетами присадок, предлагаемыми зарубежными фирмами, или совместными пакетами, в которых некоторые компоненты заменяются отечест­венными присадками или дополняются последними.

В табл. 2.13 приведен перечень моторных масел с указанием их торговых марок, обозначений по классификации ГОСТ 17479.1—85 и нормативных документов, которыми регламентируется и контролируется качество продуктов. Информация, приведенная в табл. 2.13, любезно предоставлена заводами-изготовителями по запросу ВНИИНП.

В некоторых случаях моторные масла с импортными пакетами присадок выпускают по техническим условиям предприятий, так как они не по всем показателям отвечают требованиям ГОСТов на масла аналогичного назначения с отечественными присадками. В то же время многие новые масла с импортными пакетами присадок не имеют отечественных аналогов, так как превышают уровни эксплуатационных свойств групп Г, и Д2, которые в прежней отечественной классификации были высшими и удовлетворяли требованиям действовавшего парка транспортных средств и другой техники.

 

Яндекс.Метрика